Тренинг развития креативности
pasinkova | 29 Март, 2012 18:16
1. СМОТРЕТЬ – И ВИДЕТЬ!ЛАДОНЬЗадание Станиславского: "Рассмотреть собственную ладонь, сосчитать, сколько на ней складочек и линий". — Для чего? Придумайте любую цель. Но, может быть, вам просто любопытно познакомиться всерьез с собственной ладонью. Просмотрите все складочки одну за другой, догадайтесь, как они произошли, удивитесь экономному и целесообразному устройству ладони! Вы можете гордиться ею – это гениальное произведение природы… НА ЧТО ПОХОЖЕ?Леонардо да Винчи рекомендовал художнику развивать свою фантазию, рассматривая пятна на стенах: "Ты можешь увидеть там разные битвы, – утверждал он, – быстрые движения странных фигур, выражения лиц, одежды и бесконечно много вещей".Тест амер. психологов «Чернильные пятна». ВЕЩИ НА СТОЛЕ (фотограф)На столике педагога разложены – блокнот, авторучка, футляр от очков, бумага, монеты. — Подойдите к столу и сфотографируйте своим внутренним зрением все предметы. Фотографировать будем с короткой выдержкой – до счета пять. Затем отвернитесь или закройте глаза и проявите фотографию на своем экране внутреннего зрения. Расскажите, какие предметы лежат на столе, в каком порядке. Вспомните их. — Проверьте. Для этого – откройте глаза и посмотрите. Разложите вещи так, как они лежали вначале. Сверяйте с фотографией, которая хранится в вашей памяти. Стоит ли говорить, что никаких фотографий нет. Где эти мысленные изображения? Там, где их подлинники, – на столе!.. НА ОДНУ БУКВУ Еще одно упражнение, тренирующее зрительную память и наблюдательность. — Пока я сосчитаю до тридцати, найдите и запомните все предметы в комнате, название которых начинается с буквы С. БИОГРАФИЯ ПОПУТЧИКА ИЛИ ПРОХОЖЕГООдно из индивидуальных упражнений, тренирующих зрительные восприятия и зрительную память для развития наблюдательности и фантазии, – наблюдение за случайным попутчиком в автобусе или за прохожим на улице. Надо решить, что это за человек, где и кем он может работать, что у него за семья, кто близок ему, с кем он враждует, что любит и чего избегает, чем он занят сейчас, о чем думает, куда идет. Не отдавайтесь во власть первых впечатлений. Каждую новую догадку непременно проверяйте, сопоставляя все действия этого человека за все время наблюдения. Это похоже на занятия Шерлока Холмса?
ПАМЯТЬ ОЩУЩЕНИЙ И ФИЗИЧЕСКИХ САМОЧУВСТВИЙУГАДАЙ ПРЕДМЕТ! Для этого упражнения завяжите партнеру глаза, "подносите ему разные предметы, и пусть он угадывает их по осязанию и называет по имени". — Осязать, а не щупать, не мять в руках, определяя форму предметов. Осязать легкими, нежными прикосновениями пальцев, подушечками пальцев. — Поменяйтесь ролями. ВОЛШЕБНЫЙ ТАЗИК Присоединим к известным нам видам памяти восприятий еще два: память обонятельных и память вкусовых восприятий. Ученики – в полукруге. — А что, если бы на полу перед вами стоял тазик? Он волшебный, потому что по нашему желанию сам наполняется чем угодно. Теперь в каждом тазике перед вами – мед. Вспоминаете? Золотистый, прозрачный... Слегка качните тазик, убедитесь, какой густой мед. А запах его, запах цветущих липовых деревьев, вспоминаете? Окуните палец, подденьте немного меду – видите, как он стекает по пальцу, тяжелой струйкой льется в тазик? Попробуйте его на вкус. Не торопясь, помогая воспоминанию словами и мысленной речью, добиваемся четкой памяти всех ощущений. — А теперь в тазике – бензин! Что еще может быть в тазике? Можно чередовать самые разнообразные и неожиданные вещи: сметана, а потом одеколон; нефть, а потом варенье;какао, а потом клей; йод, а потом молоко; кетовая икра, а потом лягушки. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ ПАРТНЕРОВЗЕРКАЛО — Станьте парами друг против друга. Решите, кто из вас Человек, а кто Зеркало. Пусть Человек делает то, что обыкновенно делает перед зеркалом: причесывается, бреется, "наводит косметику", примеряет костюм. Зеркало должно обязательно точно отразить все действия Человека. СИАМСКИЕ БЛИЗНЕЦЫ Это забавное упражнение тоже тренирует навык взаимосвязи и взаимозависимости партнеров в едином действии. — Выберите партнера. Представьте себе, что вы и ваш партнер – одно целое, что вы, как сиамские близнецы, приросли бок к боку. Выполнять задания учителя.
|
Конан-Дойль так говорил о человеке, умеющем мыслить логически: "Пусть он, взглянув на первого встречного, научится сразу определять его прошлое и его профессию. Поначалу это может показаться ребячеством, но такие упражнения обостряют наблюдательность и учат, как смотреть и на что смотреть. Экран внутреннего видения. Мысленное действие. КИНОФИЛЬМ. Снимаем кинофильмУченики – в полукруге. Педагог объявляет название кинофильма, который сейчас будет создаваться всей группой. Например, "Партизаны". Ученик, сидящий первым справа, повторяет слово "партизаны" и называет следующее слово, которое определяет ту картину, что представилась его воображению: — Партизаны… Лес… Второй ученик повторяет сказанное и добавляет свое слово, развивая сюжет: — Партизаны… Лес… Землянка… Так накапливаются слова-кадры. Главное в упражнении – непрерывная логическая последовательность кадров-событий, непрерывность внутреннего видения, произвольное переключение с одного видения на другое. ЦЕПОЧКА АССОЦИАЦИЙ— "Ледокол"… Что вы видите на своих внутренних экранах? Три минуты молчания – пустите мысль свободно, "отвяжите" ее от ледокола, когда захочется. Посмотрим, куда она вас приведет. Через три минуты опрос: — Кто на чем остановился? — Я в лесу грибы собираю. Оказывается, ученик, думая о ледоколе, перешел потом к мысли о машине, она привела его на завод, затем вспомнились кадры кинохроники о заводе, затем кадры из недавнего индийского фильма, потом возникло здание цирка, рядом – набережная Фонтанки, где зеленеют деревья… Лес… Восстановить в памяти всю цепочку ассоциаций, которая привела от "ледокола" к "грибам", иногда бывает не так-то просто. Но это и есть основная часть упражнения, тренирующего логику и последовательность внутренних видений. Сценическое внимание. Эти упражнения воспитывают навыки рабочего самочувствия, организованности, чувства локтя, ощущения себя в коллективе. Образовать различные фигуры на счет педагога, встать по алфавиту, по росту, поменяться местами со стульями ЧАСЫВ этом упражнении, тренирующем сосредоточенное внимание, заняты 13 человек – 12 "часов" и один "диспетчер". — Встаньте широким кольцом, рассчитайтесь по порядку номеров слева направо, от единицы до двенадцати. Диспетчер – посредине. |
— Если бы это был циферблат больших часов, а каждый из вас – определенным "звучащим" часом, как можно было бы отбить на этих часах время? Сейчас ровно 11 часов. Цифра 11, ударьте в ладоши, затем цифра 12 – спойте "бам-мм!". Так и расположены стрелки в это время – одна на одиннадцати, другая – на двенадцати. Показание маленькой часовой стрелки должно быть первым. ХЛОПКИУченики сидят в "среднем кольце". В заданном темпе они хлопают в ладоши, один за другим, по кругу, по ходу часовой стрелки. — Хоп! По этой команде педагога хлопки должны пойти в обратную сторону, против часовой стрелки. Главное – не сбиться с темпа в этот момент перехода. Команда "Хоп!" должна застать ученика за мгновенье до хлопка, чтобы его соседи, правый и левый, успели сориентироваться – кто из них должен сделать следующий хлопок. ЦЕЛЕСООБРАЗНОЕ МЫШЕЧНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ САД Групповое упражнение: — Все в фруктовом саду. Рвите яблоки и груши, кладите в корзины.. Ищите верное напряжение в руках. Нет на свете двух одинаковых яблок, а значит, нет одинаковых напряжений – для каждого яблока свое! Вот яблочко маленькое, кривобокое, его легко сорвать. А вот огромное, на толстом черенке, на него нужно больше усилий.. — Какие яблоки вы рвете? Антоновку? Белый налив? Анис? БЕСПРЕДМЕТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ Большое, исключительное значение придавал Станиславский беспредметным действиям – упражнениям с несуществующими предметами (их еще называют упражнениями с воображаемыми предметами или упражнениями на память физических действий). Как весь тренинг действия способствует укреплению физического чувства правды, так и эти упражнения совершенствуют прочные навыки логики, последовательности и непрерывности действий. КОНВЕЙЕР Ученики сидят в круге. Педагог называет какой-нибудь воображаемый предмет. Например: — У вас котенок! Нужно передавать воображаемого котенка по кругу так, как если бы он был живым. Нужно использовать все известные виды памяти чувств – видеть котенка на экране внутреннего зрения; слышать его; ощущать пальцами, какой он теплый, пушистый, мягкий, легкий.
|